Сергей Дягилев и "Русские сезоны"
|
|
Люблю пересматривать фотографии уже состоявшихся и закончившихся выставок. Выставка закончилась, а фотографии остались, а значит остались и воспоминания об этом событии.
Выставка называлась «Генеральная репетиция» и от посещения этой выставке о балете я получила огромное удовольствие, хотя и никогда не мечтала стать балериной (как мечтают некоторые девочки). Просто люблю красоту во всех ее проявлениях и балет в их числе.
Новая Третьяковка находится на Крымском валу и добраться до нее можно двумя путями: до станции метро «Парк культуры» и далее пешком по Крымскому мосту или до станции «Октябрьская» и далее пешком (второй вариант ближе), но первый понятнее для тех, кто идет впервые в это место. Новую Третьяковку видно с Крымского моста.
Один из раритетных экспонатов на выставке — это балетные туфли Тамары Карсавиной (1985–1978 годы ее жизни), одной из лучших балерин того времени, хотя не любителям балета известна больше Анна Павлова (1881–1931). Наверное потому, что о ней снят фильм в главной роли с очаровательной Галиной Беляевой (замечательный фильм, помнится до сих пор).
Эти балерины родились примерно в одно время, но какие разные судьбы. Карсавина прожила 93 года, Павлова всего 49 лет, но какой след они оставили в русском балете и их помнят до сих пор во всем мире именно благодаря «Русским сезонам».
А черные пуанты придумал художник Лев Бакс и сам их покрасил в черный цвет. В них Тамара Карсавина танцевала Коломбину в балете «Карнавал», который поставил Михаил Фокин, Дягилев потом купил его для «Русских сезонов».
Залов на выставке было много, они небольшие и рассказывают об одном или двух балетах, отрывки которого можно было посмотреть.
Предваряет путешествие в балет небольшой зал с афишами «Русских сезонов», с книгами о балете на разных языках и фотографиями, на которых можно увидеть участников знаменитых "Русских сезонов".
Выставка еще интересна тем, что на ней можно увидеть работы художников-авангардистов, которые активно участвовали в руских сезонах, а также костюмы и декорации, в изготовлении которых участвовал Николай Рерих.
Костюм для балета «Весна священная» по эскизу Рериха сохранился с 1913 года
В балете Стравинского И. «Весна священная» в постановке Вацлава Нежинского танцует балерина Любовь Соколова. Имена Стравинского и Нежинского известные, кроме Любовой Соколовой. Посмотрела информацию у приятеля по имени Интернет, ничего не нашла. И так бывает: блистала в "Русских сезонах", а неизвестна.
Премьера «Весны священной» прошла на Елисейских полях в Париже в 1913 году, а значит в этом году у балета юбилей — 110 лет.
Сюжет этого балета Игорь Стравинский увидел во сне: молодая девушка танцует, чтобы пробудить весну и потом погибает.
Сейчас в Новой опере имени Евгения Колобова возобновили эту постановку 1913 года, мечтаю посмотреть.
Следующий зал — это знакомство еще с двумя балетами «Русские сказки» и «Полуночное солнце».
Две Снегурочки из балета «Полуночное солнце»: Тамара Карсавина и Вера Немчинова на фотографиях.
Автор декораций к балету — Михаил Ларионов, он же и придумал такое необычное название.
После поездки по Испании в 1916 году Сергея Дягилев задумал балеты об этой стране. В этой поездке с ним были Наталия Гончарова, Михаил Ларионов и хореограф Михаил Мясин.
Наталия даже написала эскизы костюмов к этим балетам: на выставке они представлены: «Испанка с веером», «Испанка с голубой шалью» и другие.
Но, увы, испанские балеты не состоялись.
Премьера балета «Половецкие пляски» на музыку Бородина А.П. (того самого, что написал оперу «Князь Игорь») прошла на сцене театра Шатле в Париже. Художественным оформлением балета занимался Н.Рерих. Об этом балете Александр Бенуа написал, что он покорил Париж. Балет шел на сцене на протяжении всей 20-и летней истории «Русскиех сезонов».
Эскиз декорации «Половецкий стан» выполнен Рерихом пастелью на бумаге. Раритетный эскиз.
Еще один раритет — это сапоги, выполненные также по эскизу Николая Рериха. О Рерихе много читала, но о том, что он занимался оформлением балетов, узнала на этой выставке.
Балетов было поставлено много, некоторые идут сейчас, некоторые забыты. Помню когда-то давно смотрела в Ленинграде (тогда он еще так назывался) балет «Золотой петушок».
Оказывается, первая его постановка была в 1914 году.
На выставке представлены эскизы ярких костюмов Наталии Ларионовой и Михаила Ларионова к этому балету на музыку Н.Римского-Корсакова.
И еще фотография исполнителя роли Звездочета на сцене лондонского театра Ковент-Гарден в 1937 году.
В последнем зале «Генеральной репетиции» можно увидеть фотографии Серфа Лифаря и Фелии Дубровской.
Новая Третьяковка продолжает радовать своими выставками.
А еще здесь можно выпить вкусный кофе и слегка перекусить после хождений по выставке.