После выставки захотелось в Калязин |
Калязин находится на правом берегу Волги в Тверской области. А поселение в этих краях образовалось в 12 веке при впадении реки Жабни (необычное название) в Волгу. Потом образовалась Калязинская слобода, которая в 1775 году стала городом.
А раньше в 1434 году был основан Троицкий Макарьев монастырь. За 500 лет существования он приобрел славу и был одним из богатейших: его посещали Иван Грозный, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр Первый и привозили свои дары.
В 1609–1610 годах он стал местом жестоких сражений с польско-литовскими войсками (еще одна страничка в истории города).
Самыми значительными в художественном отношении были Троицкий собор и Борисоглебская трапезная церковь.
В храмах была настенная живопись 17–19 веков, почитаемые иконы и мощи основателя монастыря Макария Калязинского, обретенные в 1521 году.
В 1932–1940 годах постройки были разобраны, но памятники обители не исчезли.
Экспедиции Музея Академии архитектуры (так тогда назывался музей) удалось демонтировать ряд архитектурных фрагментов и часть фресок Троицкого собора.
Сейчас они распределены по музеям, где их можно увидеть: в Калязинском краеведческом музее, Третьяковской галерее, Русском музее и в некоторых других музеях страны.
Но большая часть фресок 17 века находится в Музее архиектуры имени Щусева А.В., их и будем смотреть.
Сохранились фотографии монастыря и Троицкого храма, смонтирован интересный фильм, который с интересом посмотрела.
А вот и фрески 17 века. Это фрагмент композиции «Явление ангела Анне». Благовестие Анне. 1654 год.
Росписи в Троицком храме были созданы царскими мастерами, имена которых сохранила летопись Троицкого храма (имена многочисленных мастеров перечислены и известно кто расписывал храм).
Фрагмент композиции «Отвержение даров первосвещенником Иссахаром» Иоаким и Анна уходят из Иерусалимского храма. Фреска. 1654.
На верхнем ряду слева: фрагмент композиции «Жертвоприношение Авраама». Фреска. 1654. Иссак с вязанкой хвороста. В центре: фрагмент изображения Богоматери на троне. Фреска. 1654.
Справа: фрагмент композиции «Ласкание Богоматери». Анна с младенцем Марией на руках.
Как складывалась судьба спасенных фресок?
Они были перевезены в Богоявленскую церковь, которая находилась в незатопленной заречной части города.
Первые работы по реставрации и консервации были произведены в 1967–1974 годах бригадой художников -реставраторов под руководством А. С. Кузнецова. Эту фамилию можно увидеть под каждой спасенной фреской.
Об истории реставрации калязинских фресок 1654 года можно посмотреть фильм.
Калязинские фрески восхищали и восхищают историков искусства всех времен (и не только их).
И. Э. Грабарь писал в 1913 году:«Явилась экстренная надобность бросить все и лететь сюда, фотографировать и изучать замечательные фрески, покрывающие стены собора и относящиеся к 1654 году».
После этой выставки захотелось в Калязин, где еще не была.